Обучать или развивать? Как добиться эффективности от сотрудников

Как добиться максимальной эффективности? Есть ли принципиальное отличие в понятиях «обучение сотрудников» и «развитие сотрудников»?  Несмотря на то, что любое обучение способствует развитию, а развитие включает элементы обучения, на мой взгляд, различие между «обучением сотрудников» и «развитием сотрудников» всё-таки есть.

 

В обучении основная задача научить действовать по утвержденному  образцу, «вложить в голову» некий стандарт, как выполнять работу.Развитие, в отличие от обучения,  где основная задача передать конкретные знания и технологии, стимулирует личную активность сотрудника, расширяет его кругозор, позволяет увидеть свою работу и отношения в коллективе под новым углом, быть более свободным от стандартных решений и шаблонов.

 

Развитие повышает эффективность сотрудника в нестандартных ситуациях и при появлении новых задач и целей. Именно поэтому уделять внимание развитию важно для сотрудников, занимающих  в первую очередь руководящие должности или претендующих на таковые.

 

Обучение имеет место, когда сотрудники при приёме на работу не имеют теоретических знаний или  навыков для выполнения работы. В ситуации с компанией, где я работала, нельзя было найти на рынке труда даже готовых продавцов для фирменных салонов – обучали их «с нуля» и продукту, и технологии продаж. Для них была создана программа вводного обучения на 1 месяц, которая сочетала теорию в учебном центре и практику  в салонах.

 

Одна из распространённых форм обучения наставничество и стажировка – обучение через передачу опыта непосредственно на рабочем месте.

 

Обучение, также, необходимо сотрудникам, которые переводятся в другие подразделения или на новые для них должности  - они должны пройти обучение у внешних провайдеров для получения сертификата или диплома по новой профессии.

 

Обучение новым методам работы – этот раздел также очень важен, так как в компаниях постоянно внедряются новые технологии работы, повышающие конкурентоспособность, современные компьютерные программы учета и анализа, совершенствуются и внедряются новые виды услуг и формы обслуживания, в государстве регулярно меняется законодательство и стандарты. В связи с этим сотрудники практически всех отделов, как минимум раз в год, должны проходить обучение.

 

Развитие сотрудников – это система пролонгированного и ступенчатого освоения знаний и формирования навыков, которые повышают личную эффективность сотрудников, в первую очередь руководителей любого уровня, а также тех, кто готовится занять руководящую должность.

 

Необходимо также заниматься развитием и тех сотрудников, занимающих ключевые должности, где часто нужны нестандартные решения – вопросы развития, оптимизации, продвижения, разработки новых технологий и продуктов.

 

Пример развития: продавцы, чтобы перейти на руководящую должность администратора салона,  проходят курс «работа с конфликтами». Конфликты – явление очень разнообразное, иногда даже не связанное напрямую с работой продавца или магазина. Поэтому предугадать все ситуации и обучить эффективно решать конфликты нельзя.

 

Можно лишь дать общие принципы эффективного поведения в конфликтах, которыми сотрудник будет руководствоваться, и предоставить возможность попробовать каждому разные варианты поведения в безопасной игровой ситуации. Но при этом решать конфликты каждый будет своим индивидуальным способом, сообразуясь с ситуацией, своим психотипом и т.п. Т.е. это всегда будет процесс творческий – обучение готовым ответам тут, как правило, только вредит.  Нужно именно развивать сотрудника, его инициативность, чувство уверенности в себе  и ответственности, углубляя его понимание ситуации и расширяя его возможности самостоятельно решать сложные ситуации.

 

Или, например, менеджеры по продажам в рамках подготовки к работе на выставке проходят ежегодно ряд тренингов, созданных на основе анализа ошибок в их работе в предыдущие годы и с учётом специфики конкретной выставки. Тренинги дают возможность в безопасной игровой ситуации каждому смоделировать своё поведение, получить обратную связь от коллег  и  для себя выбрать наиболее подходящее решение, сообразуясь с общей политикой компании в отношении клиентов и позиционирования товара. Опять же, ситуаций на выставке может быть огромное множество – как их превратить из проблемы в преимущество зависит от творческого подхода самого менеджера (иначе все были бы одинаково успешны, так как получают одинаковое обучение).

 

Развитием сотрудников, также, я считаю то, когда компания их отправляет на профессиональные конференции, профильные выставки или содействует  их вступлению в профессиональные клубы и сообщества.

 

К формам развития сотрудников я отношу и коучинг. В качестве коуча может выступать как сотрудник компании, так и привлеченный со стороны специалист.

 

Одна из функций обучения и развития – замотивировать человека на работу, придать импульс, повысить интерес и активность.

 

В рутине работы энтузиазм угасает. После обучения наблюдается трудовой подъём – хочется на практике попробовать то, что работало на тренинге. Именно это больше всего ценят руководители – чтобы «в глазах сотрудников появился огонёк». Хорошее обучение  как раз и дает всплеск энтузиазма. Поэтому нужно его регулярно повторять – всплеск затухает и нужен новый импульс.

 

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов A5.ru